Натюрморт или Красота тихой жизни
Статья подготовлена для фотовыставки
в апреле 2008 года.
Автор Светлана Кандыбович
Кто хоть раз не замирал при виде роскошно сервированного стола, наполненного изысканными яствами? У кого не захватывало дух от пары простых фруктов в лучах яркого солнечного света? Кого оставят равнодушным пара наполненных вином бокалов с отблесками свечи на стенках? И хочется остановить мгновение, сохранить увиденное в памяти, запечатлеть образ любым способом – хочется нарисовать натюрморт.
Что такое натюрморт, в общем, известно всем – достаточно просто перевести французское словосочетание nature morte («мертвая природа»), и станет ясно, что это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов посуды, тканей и т.п. Суховато и скучно. Получается, что натюрморт – это просто красивое изображение. Ну, еще своеобразное упражнение для художника сродни этюду. Но так ли все просто? Предмет как элемент изобразительного пространства присутствует в картине с незапамятных времен. В древнегреческом искусстве он выполнял сакральную функцию как символ мифологического героя или бога — «яблоко» Париса, «гроздь винограда» Диониса, «трезубец» Посейдона. Однако ужа в античных мозаиках из Помпеи и Рима предмет становится единственным «персонажем» картины. Это — одни из первых подлинных натюрмортов в европейском искусстве. Как видим , человечество всегда стремилось к фотореалистичному воспроизведению гармонично организованных композиций. Например, на фреске греческого художника Зевксиса из Гераклеи(Zeuxis, V в.до н.э.), виноград изображен настолько живо, что птицы пытались стащить его, постукивая клювом по изображению.
Однако отдельный термин для картин этого жанра впервые был зафиксирован в только 1650 году в Голландии. Такие картины назывались stilliven, что в переводе означало «неподвижная натура» или «тихая жизнь». Именно в таком варианте это понятие вошло в английский и немецкий языки, однако у нас вошел в употребление французский термин nature morte. «Тихая жизнь» и «мертвая природа».. В Фландрии, а особенно в Голландии, в странах, где искусство «портретирования» неживой природы поднялось на необычайную высоту, натюрморт был больше чем просто красивая картинка. Законодателями живописного натюрморта по праву можно назвать фламандских мастеров Яна Ван Эйка и Роберта Кампена.
Искусство , фокусирующееся на неодушевленных предметах с символическим подтекстом и без него, получило развитие в более абстрактной и метафизической иконографии в Италии-Караваджо, и в Испании, во ФранцииVII в. В мистическом архаизме Бужена, который в свою очередь привел к гармоничной простоте Жана –Батиста Шардена в XVIIIв. Отдали дань натюрморту и такие великие мастера, как Рембрандт, Франсиско Гойя и конечно, Эдуард Моне.
До середины XIX в. Натюрморт рассматривался , как подчиненный жанр с ограниченным потенциалом. Так продолжалось до появления Густава Курбе и его философии реализма и чистоты живописи, благодаря чему , натюрморт приобрел новую жизнь в независимом движении по поиску формы, цвета и композиции. Позже, окончательную точку в этих дебатах поставили такие художники, как Эдуард Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Клод Моне и Винсент Ван Гог.
В фотографии «натюрморт» как-то не особенно прижился. По-видимому, присущая фотографии способность запечатлевать ускользающее мгновение, эфемерность бытия противоречит самому принципу натюрморта — предварительное конструирование художественного пространства из произвольно выбранных предметов. В XIX в. фотографический натюрморт встречается крайне редко. В 20-е гг. XX в. в Германии в Баухаузе, а у нас в стране Александр Родченко снимали предметный мир, но это было в русле авангардных поисков — съемка с близкого расстояния, сверху, диагонально, ракурсный подход, изощренные композиционные приемы. Позднее предметный мир плотно вошел и растворился в рекламной фотографии. В альбоме «Вглядываясь в фотографии. 100 снимков из коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке» (2003 г.) из ста фотографий только три натюрморта — яркое свидетельство степени значимости жанра в истории фотографии. Фотография, будучи искусством визуализации, долгое время шла бок о бок с классической живописью. Натюрморт давал неограниченную свободу в осуществлении художественных идей, как в построении композиции , так и в выборе « терпеливых моделей»,благодаря этому работа фотографа по созданию натюрморта больше всего походила на труд художника, а фотографии, пусть и не такие техничные и детализованные, как сейчас, все равно находили своего созерцателя.. Несмотря на быстрый рост популярности фотографии, о ней еще долго говорили лишь как о « слуге искусства». Во главу угла ставились документальные свойства снимков. В настоящие дни натюрморт получил новое звучание. Художники стали его использовать как мастерскую для открытия новых техник и тестирования авторских концептов. Они представляли его в изобразительном и абстрактном форматах, часто смешивая классическую живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, даже видео и голограммами. Именно в натюрморте появились первые попытки отойти от уже сформировавшихся законов светописи и придать работам мотивы эксперимента. Например, Оскар Густав Рейландер научился снимать объекты по отдельности , а при создании отпечатков накладывать негативы один на другой. В современном изобразительном и фотоискусстве, учитывая невиданную ранее свободу самовыражения, трудно предположить, куда движется натюрморт. Постоянным остается лишь одно -удовлетворение от созерцания высокохудожественных произведений в этом достаточно сложном жанре.
Sviatlana Kandybovich(c) 2008